Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО (далее — «банк „Держава“», «банк») на уровне BBB.ru со стабильным прогнозом.
Резюме
- Оценка рыночных позиций продолжает учитывать значимую роль банка «Держава» на рынке банковских гарантий в сфере государственных закупок.
- Высокая концентрация бизнеса на предоставлении банковских гарантий сочетается с умеренной диверсификацией по контрагентам и операционному доходу.
- НКР отмечает, что нормативы достаточности капитала выполняются с запасом, при этом наблюдается улучшение оценок склонности к риску.
- Банк «Держава» поддерживает показатели рентабельности на стабильно высоких уровнях.
- Портфель гарантий банка отличается умеренно высоким качеством, но для отдельных балансовых активов наблюдается повышенный кредитный риск.
- Агентство признаёт диверсификацию фондирования банка умеренной и оценивает его ликвидную позицию как сильную.
- Качество управления оценивается как удовлетворительное, а акционерные риски — как невысокие.
Структура БОСК
Информация о рейтингуемом лице
АКБ «Держава» ПАО (лицензия Банка России 2738) — специализированный банк; основным направлением деятельности является предоставление банковских гарантий. Более половины балансовых активов представлены портфелем ценных бумаг. Совокупный кредитный портфель клиентов (существенная доля — потребительские кредиты под залог недвижимости) составлял порядка 20% активов на 01.11.2024 г.
Обоснование рейтингового действия
Факторы, определившие уровень БОСК: bbb
Сильные позиции в сегменте банковских гарантий
Банк «Держава» занимает 99-е место среди российских банков по величине активов и 78-е место — по размеру капитала на 01.11.2024 г. Одновременно с этим банк является заметным игроком на рынке банковских гарантий в сфере государственных закупок. В соответствии с методологией НКР к оценке рыночных позиций банка была применена положительная корректировка, учитывающая значительное влияние гарантийного бизнеса на устойчивое формирование высоких значений чистой прибыли. Так, по состоянию на 01.10.2024 г. банк занимал 52-е место по размеру чистой прибыли среди российских банков.
Стратегия банка не предполагает значительного увеличения кредитного портфеля в ближайшие 12 месяцев и существенного роста гарантийного бизнеса, который и дальше будет оставаться основным направлением деятельности. В связи с этим НКР не ожидает улучшения оценки рыночных позиций банка в среднесрочной перспективе.
Удовлетворительная концентрация бизнеса
НКР отмечает специфические риски, присущие бизнес-модели банка. Портфель гарантий на 01.11.2024 г. превышал объём регулятивного капитала в 10 раз. Это обусловливает очень высокое значение индекса Херфиндаля — Хиршмана по активам и негативно сказывается на оценке концентрации по сегментам. При этом структура операционного дохода в достаточной степени диверсифицирована за счёт процентных доходов от ценных бумаг и кредитного портфеля (в том числе межбанковских кредитов), а также комиссионных доходов, прежде всего от выдачи банковских гарантий.
Концентрация на контрагентах оценивается агентством как умеренная. Вместе с тем НКР отмечает незначительный рост концентрации на крупнейшей риск-позиции (норматив Н6): за 12 месяцев, завершившихся 31.10.2024 г., среднее значение показателя (без учёта риск-позиций с оценками кредитного качества на уровне ААА) увеличилось на 1,5 п. п. по сравнению с предыдущими 12 месяцами. Финансирование связанных сторон оценивается как несущественное.
Отраслевая концентрация кредитного портфеля рассматривается как низкая согласно методологии НКР.
Адекватный запас капитала, стабильно высокая рентабельность и улучшение качества кредитного портфеля
Банк поддерживает адекватный запас капитала сверх нормативов с учётом регулятивных надбавок. На 01.11.2024 г. значения достаточности капитала по РСБУ превышали нормативные минимумы с учётом надбавок: Н1.0 составлял 14,4%, Н1.1 — 10,4%, Н1.2 —11,5%.
Корректировка резервов на основании проведённого НКР анализа 30 крупнейших риск-позиций составляет менее 20% регулятивного капитала; скорректированные нормативы достаточности капитала находятся на приемлемом уровне.
Несмотря не некоторое снижение показателей рентабельности как по МСФО, так и по РСБУ, вызванное в том числе ростом капитала при стабильно высоких финансовых результатах, НКР продолжает оценивать рентабельность банка как очень высокую в соответствии с методологией (более 30%).
За 9 месяцев текущего года банк заработал 4,5 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ, что сопоставимо с показателями за аналогичный период 2023 года. Одновременно с этим размер собственных средств увеличился на 9,7%.
НКР ожидает сохранения высоких показателей рентабельности в среднесрочной перспективе.
НКР позитивно оценивает качество портфеля выданных гарантий: анализ топ-30 групп принципалов, как и годом ранее, показывает преобладание среди них компаний со средним кредитным качеством. При этом агентство отмечает значительный рост объёма просроченной задолженности юридических лиц на балансе банка по состоянию на 01.11.2024 г.
Общую оценку склонности к риску ограничивает сохранение рискованной политики в отношении отдельных балансовых активов. Это прежде всего выражается в невысоком качестве портфеля кредитов физическим лицам: значительный объём этих активов представлен кредитами под залог недвижимости, для которых характерна стабильно высокая доля просроченной задолженности. НКР также отмечает присутствие ряда рискованных вложений в ценные бумаги, при этом положительно оценивает существенное снижение объёма таких активов. По состоянию на 01.11.2024 г. значительную долю портфеля ценных бумаг составляли облигации федерального займа (ОФЗ). За 12 месяцев, завершившихся 31.10.2024 г., рассчитанное по методологии НКР отношение совокупной величины проблемных и рискованных активов к капиталу и резервам значительно сократилось.
Умеренная диверсификация фондирования и сильная позиция по ликвидности
Банк «Держава» поддерживает диверсифицированное фондирование и стабильно низкие доли средств крупнейшего кредитора и 10 крупнейших кредиторов.
Оценка структуры фондирования оказывает сдерживающее влияние на совокупную оценку собственной кредитоспособности банка из-за значительного роста стоимости привлечения средств, что в целом было характерно и для других кредитных организаций на фоне общего повышения процентных ставок.
Агентство оценивает долю крупных вкладчиков — физических лиц с остатками на счетах свыше 1,4 млн руб. как низкую.
Позиция банка по ликвидности оценивается как сильная. Отмечается высокое покрытие совокупных обязательств ликвидными активами и дополнительной ликвидностью. Дополнительная ликвидность может быть привлечена за счёт сделок РЕПО с ценными бумагами высокого качества.
Удовлетворительное качество управления и невысокие акционерные риски
Система управления банка «Держава» соответствует целям его развития и специфике деятельности. Агентство позитивно оценивает сложившуюся бизнес-модель в сегменте выдачи гарантий, которая обеспечивает стабильно высокие финансовые результаты. Вместе с тем оценку управления продолжает ограничивать достаточно рискованная стратегия в отношении балансовых активов (кредитный портфель и ценные бумаги), которая в отдельные годы приводила к более высокой стоимости риска.
Акционерные риски банка «Держава» оцениваются как невысокие. Небанковский бизнес бенефициара понятен агентству. НКР считает, что акционер банка может влиять на стратегию и ключевые управленческие решения.
Результаты применения модификаторов
По мнению НКР, уровень БОСК банка «Держава» в достаточной степени отражает специфику его бизнеса и финансовое положение. Сравнительный анализ банков сопоставимого масштаба и специализации, обладающих схожим уровнем собственной кредитоспособности, показал, что корректировка БОСК не требуется.
Стресс-тестирование капитала и ликвидности не оказало влияния на уровень БОСК, поскольку реализация сценариев как умеренного, так и сильного стресса капитала и ликвидности не приводит к снижению БОСК.
С учётом влияния модификаторов ОСК установлена на уровне bbb.ru.
Оценка внешнего влияния
Агентство оценивает вероятность экстраординарной поддержки со стороны Банка России как низкую в силу небольшой доли банка «Держава» на рынке вкладов населения и его низкой инфраструктурной значимости.
НКР не учитывает вероятность экстраординарной поддержки со стороны ключевых бенефициаров.
Кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО установлен на уровне BBB.ru.
Факторы, способные привести к изменению рейтинга
К повышению кредитного рейтинга или улучшению прогноза могут привести улучшение оценки качества управления и снижение склонности к риску при увеличении показателей достаточности капитала, а также ослабление концентрации на крупнейших заёмщиках и контрагентах.
К снижению кредитного рейтинга или ухудшению прогноза могут привести существенное падение показателей достаточности капитала и рентабельности, существенный рост стоимости риска, а также значительное ухудшение оценок ликвидности и фондирования.
Регуляторное раскрытие
При присвоении кредитного рейтинга АКБ «Держава» ПАО использовались Методология присвоения кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации банкам, Основные понятия, используемые обществом с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» в методологической и рейтинговой деятельности, и Оценка внешнего влияния при присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации. Кредитный рейтинг присвоен по национальной рейтинговой шкале.
Кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО был впервые опубликован 09.06.2020 г.
Присвоение кредитного рейтинга и определение прогноза по кредитному рейтингу основываются на информации, предоставленной АКБ «Держава» ПАО, а также на данных и материалах, взятых из публичных источников. Рейтинговый анализ был проведён с использованием консолидированной финансовой отчётности банка по МСФО и отчётности, составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» и Указания Банка России от 10.04.2023 г. № 6406-У «О формах, сроках, порядке составления и представления отчётности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)».
Фактов и событий, позволяющих усомниться в корректности и достоверности предоставленных данных, зафиксировано не было. Кредитный рейтинг является запрошенным, АКБ «Держава» ПАО принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается не позднее одного года с даты публикации настоящего пресс-релиза.
НКР не оказывало АКБ «Держава» ПАО дополнительных услуг.
Конфликтов интересов в процессе присвоения кредитного рейтинга и определения прогноза по кредитному рейтингу АКБ «Держава» ПАО зафиксировано не было.
© 2024 ООО «НКР».
Ограничение ответственности
Все материалы, автором которых выступает общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» (далее — ООО «НКР»), являются интеллектуальной собственностью ООО «НКР» и/или его лицензиаров и защищены законом. Представленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Вся информация о присвоенных ООО «НКР» кредитных рейтингах и/или прогнозах по кредитным рейтингам, предоставленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет, получена ООО «НКР» из источников, которые, по его мнению, являются точными и надёжными. ООО «НКР» не осуществляет проверку представленной информации и не несёт ответственности за достоверность и полноту информации, предоставленной контрагентами или связанными с ними третьими лицами.
ООО «НКР» не несёт ответственности за любые прямые, косвенные, частичные убытки, затраты, расходы, судебные издержки или иного рода убытки или расходы (включая недополученную прибыль) в связи с любым использованием информации, автором которой является ООО «НКР».
Любая информация, являющаяся мнением кредитного рейтингового агентства, включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, является актуальной на момент её публикации, не является гарантией получения прибыли и не служит призывом к действию, должна рассматриваться исключительно как рекомендация для достижения инвестиционных целей.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам отражают мнение ООО «НКР» относительно способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надёжность, финансовая устойчивость) и/или относительно кредитного риска его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов рейтингуемого лица на момент публикации соответствующей информации.
Воспроизведение и распространение информации, автором которой является ООО «НКР», любым способом и в любой форме запрещено, кроме как с предварительного письменного согласия ООО «НКР» и с учётом согласованных им условий. Использование указанной информации в нарушение указанных требований запрещено.
Любая информация, размещённая на сайте ООО «НКР», включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, аналитические обзоры и материалы, методологии, запрещена к изменению, ранжированию.
Содержимое не может быть использовано для каких-либо незаконных или несанкционированных целей или целей, запрещённых законодательством Российской Федерации.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам доступны на официальном сайте ООО «НКР» в сети Интернет.
- БОСК bbb
- ОСК bbb.ru
- Внешнее влияние —
- Кредитный рейтинг BBB.ru
- Прогноз стабильный
о рейтингуемом лице: АКБ «Держава» ПАО