Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО (далее — «Держава», «банк») на уровне BBB-.ru, прогноз изменён на позитивный.
Резюме
- Позитивный прогноз отражает ожидаемое НКР повышение кредитного рейтинга банка в случае сохранения достигнутого уровня рентабельности, дальнейшего снижения склонности к риску при одновременном неухудшении оценок прочих факторов.
- Бизнес банка продолжает характеризоваться высокой концентрацией по контрагентам и выраженной концентрацией на выдаче гарантий.
- Оценка рыночных позиций учитывает значимую роль банка на рынке банковских гарантий в сфере государственных закупок.
- Банк сохранил высокие показатели рентабельности по РСБУ и МСФО по итогам 2022 года, что отражает устойчивость существующей бизнес-модели.
- Сохраняется умеренно высокое качество портфеля гарантий, политика в отношении отдельных балансовых активов оценивается как рискованная.
- Удовлетворительная диверсификация фондирования дополняется сильной позицией по ликвидности.
- Качество управления оценивается как приемлемое, а акционерные риски — как невысокие.
Структура БОСК
Информация о рейтингуемом лице
АКБ «Держава» ПАО (лицензия Банка России 2738) — специализированный банк; основным направлением деятельности является предоставление банковских гарантий. Более половины балансовых активов представлены портфелем ценных бумаг. Совокупный кредитный портфель клиентов (преимущественно потребительские кредиты под залог недвижимости) составлял менее 20% активов на 01.04.2023 г.
Обоснование рейтингового действия
Факторы, определившие уровень БОСК: bbb-
Сильные позиции в сегменте банковских гарантий
Объём активов банка «Держава» занимает менее 0,05% совокупных активов российской банковской системы. В соответствии с методологией НКР к оценке рыночных позиций банка была применена положительная корректировка, так как банк является заметным игроком на рынке банковских гарантий в сфере государственных закупок (топ-20 по размеру портфеля), что обеспечивает ему стабильно высокие показатели рентабельности капитала и активов. НКР не ожидает усиления рыночных позиций банка, так как он не планирует наращивать объёмы активов и неорганический рост в сегменте банковских гарантий в среднесрочной перспективе.
Удовлетворительная концентрация бизнеса
НКР отмечает специфические риски, присущие бизнес-модели банка. Портфель гарантий на начало апреля превышал объём регулятивного капитала в 9 раз. Это обусловливает высокое значение индекса Херфиндаля — Хиршмана по активам и негативно сказывается на оценке концентрации по сегментам. При этом структура операционного дохода в достаточной степени диверсифицирована за счёт процентных доходов по кредитному портфелю и ценным бумагам.
Финансирование связанных сторон оценивается как несущественное. Концентрация на контрагентах удовлетворительна: оценка улучшена за счёт снижения отношения 10 крупнейших вложений к сумме капитала и резервов на 01.04.2023 г. Сохранение достигнутого уровня концентрации на контрагентах на среднесрочном горизонте может оказать позитивное влияние на уровень БОСК.
Адекватный запас капитала, стабильно высокая рентабельность и повышенная склонность к риску
Банк поддерживает адекватный запас капитала сверх нормативов с учётом регулятивных надбавок; динамика нормативов достаточности капитала по итогам 2022 года разнонаправленная и определялась главным образом объёмом портфеля банковских гарантий. Корректировка резервов на основании проведённого НКР анализа крупнейших риск-позиций составляет менее 30% регулятивного капитала; скорректированные нормативы достаточности капитала находятся на приемлемом уровне.
Банк «Держава» демонстрирует стабильно высокие показатели рентабельности как по МСФО, так и по РСБУ на протяжении экономического цикла. По итогам 2022 года показатели прибыльности улучшились, несмотря на ухудшение операционной среды и снижение рентабельности в российской банковской системе. Хорошие показатели прибыльности деятельности позволили банку выплатить значительный объём дивидендов без ухудшения капитальной позиции.
НКР позитивно оценивает качество портфеля выданных гарантий: анализ топ-30 групп принципалов, как и годом ранее, показывает преобладание среди них компаний со средним и высоким кредитным качеством. При этом агентство отмечает кратный рост объёма просроченной задолженности юридических лиц на балансе в прошлом году вследствие раскрытия нескольких крупных банковских гарантий, однако их доля в портфеле не превышает 1%.
Одновременно с этим общую оценку склонности к риску ограничивает сохранение рискованной политики в отношении отдельных балансовых активов. Это прежде всего выражается в невысоком качестве портфеля кредитов физическим лицам: значительный объём этих активов представлен кредитами под залог недвижимости, для которых характерна стабильно высокая доля просроченной задолженности. НКР также отмечает присутствие ряда рискованных вложений в ценные бумаги, которые банк планирует реализовать в среднесрочной перспективе. Агентство ожидает снижения склонности к риску по мере выбытия этих активов с баланса, а также дальнейшего увеличения капитала, что стало одним из факторов установления позитивного прогноза по рейтингу.
Сдержанная оценка фондирования и сильная позиция по ликвидности
Банк «Держава» характеризуется диверсифицированным фондированием и поддерживает стабильно низкие доли средств крупнейшего кредитора и 10 крупнейших кредиторов.
Оценку субфактора ограничивает высокая стоимость фондирования в банка. В среднесрочной перспективе НКР ожидает улучшения оценки этого показателя, если денежно-кредитные условия не ухудшатся.
Позиция банка по ликвидности оценивается как сильная. Отмечается высокое покрытие совокупных обязательств ликвидными активами и дополнительной ликвидностью. Дополнительная ликвидность может быть привлечена за счёт сделок РЕПО с ценными бумагами высокого качества. НКР отмечает, что при расчёте показателей ликвидности из состава ликвидных активов исключались еврооблигации российских эмитентов.
Удовлетворительное качество управления и невысокие акционерные риски
Система управления банка «Держава» соответствует целям его развития и специфике деятельности. Агентство позитивно оценивает сложившуюся бизнес-модель в сегменте выдачи гарантий, которая обеспечивает сильные финансовые результаты на протяжении экономического цикла и даже в условиях снижения рентабельности банковского сектора в 2022 году. Вместе с тем оценка управления ограничена сохранением достаточно рискованной стратегии в отношении балансовых активов (кредитный портфель и ценные бумаги), которая ранее приводила к более высокой стоимости риска.
НКР отмечает потенциал улучшения оценки системы управления, которая может быть повышены в том числе после снижения объёма рискованных балансовых активов и при неухудшении оценок прочих показателей.
Акционерные риски банка «Держава» оцениваются как невысокие. Небанковский бизнес бенефициара в достаточной степени понятен агентству. НКР считает, что акционер банка может влиять на стратегию и ключевые управленческие решения.
Результаты применения модификаторов
По мнению НКР, уровень БОСК банка «Держава» в достаточной степени отражает специфику его бизнеса и финансовое положение. Сравнительный анализ банков сопоставимого масштаба и специализации, обладающих схожим уровнем собственной кредитоспособности, показал, что корректировка БОСК не требуется.
Стресс-тестирование капитала и ликвидности не оказало влияния на уровень БОСК, поскольку реализация сценариев как умеренного, так и сильного стресса капитала и ликвидности не приводит к снижению БОСК.
С учётом влияния модификаторов ОСК установлена на уровне bbb-.ru.
Оценка внешнего влияния
Агентство оценивает вероятность экстраординарной поддержки со стороны Банка России как низкую в силу небольшой доли банка «Держава» на рынке вкладов населения и его низкой инфраструктурной значимости.
НКР не учитывает вероятность экстраординарной поддержки со стороны ключевых бенефициаров.
Кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО подтверждён на уровне BBB-.ru.
Факторы, способные привести к изменению рейтинга
Позитивный прогноз отражает ожидаемое НКР повышение кредитного рейтинга банка в течение года по мере снижения финансовых рисков и совершенствования системы управления при неухудшении прочих показателей.
К изменению прогноза на стабильный или к понижению кредитного рейтинга могут привести существенное падение показателей достаточности капитала и рентабельности, а также значительное ухудшение профиля ликвидности и фондирования.
Регуляторное раскрытие
При присвоении кредитного рейтинга АКБ «Держава» ПАО использовались Методология присвоения кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации банкам, Основные понятия, используемые Обществом с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» в Методологической и Рейтинговой деятельности, и Оценка внешнего влияния при присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации. Кредитный рейтинг присвоен по национальной рейтинговой шкале.
Кредитный рейтинг АКБ «Держава» ПАО был впервые опубликован 09.06.2020 г.
Присвоение кредитного рейтинга и определение прогноза по кредитному рейтингу основываются на информации, предоставленной АКБ «Держава» ПАО, а также на данных и материалах, взятых из публичных источников. Рейтинговый анализ был проведён с использованием консолидированной финансовой отчётности банка по МСФО и отчётности, составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
Фактов и событий, позволяющих усомниться в корректности и достоверности предоставленных данных, зафиксировано не было. Кредитный рейтинг является запрошенным, АКБ «Держава» ПАО принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается не позднее календарного года с даты публикации настоящего пресс-релиза.
НКР не оказывало АКБ «Держава» ПАО дополнительных услуг.
Конфликтов интересов в процессе присвоения кредитного рейтинга и определении прогноза по кредитному рейтингу АКБ «Держава» ПАО зафиксировано не было.
© 2023 ООО «НКР».
Ограничение ответственности
Все материалы, автором которых выступает Общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» (далее — ООО «НКР»), являются интеллектуальной собственностью ООО «НКР» и/или его лицензиаров и защищены законом. Представленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Вся информация о присвоенных ООО «НКР» кредитных рейтингах и/или прогнозах по кредитным рейтингам, предоставленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет, получена ООО «НКР» из источников, которые, по его мнению, являются точными и надёжными. ООО «НКР» не осуществляет проверку представленной информации и не несёт ответственности за достоверность и полноту информации, предоставленной контрагентами или связанными с ними третьими лицами.
ООО «НКР» не несёт ответственности за любые прямые, косвенные, частичные убытки, затраты, расходы, судебные издержки или иного рода убытки или расходы (включая недополученную прибыль) в связи с любым использованием информации, автором которой является ООО «НКР».
Любая информация, являющаяся мнением кредитного рейтингового агентства, включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, является актуальной на момент её публикации, не является гарантией получения прибыли и не служит призывом к действию, должна рассматриваться исключительно как рекомендация для достижения инвестиционных целей.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам отражают мнение ООО «НКР» относительно способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надёжность, финансовая устойчивость) и/или относительно кредитного риска его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов рейтингуемого лица на момент публикации соответствующей информации.
Воспроизведение и распространение информации, автором которой является ООО «НКР», любым способом и в любой форме запрещено, кроме как с предварительного письменного согласия ООО «НКР» и с учётом согласованных им условий. Использование указанной информации в нарушение указанных требований запрещено.
Любая информация, размещённая на сайте ООО «НКР», включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, аналитические обзоры и материалы, методологии, запрещена к изменению, ранжированию.
Содержимое не может быть использовано для каких-либо незаконных или несанкционированных целей или целей, запрещённых законодательством Российской Федерации.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам доступны на официальном сайте ООО «НКР» в сети Интернет.
- Базовая ОСК bbb-
- Peer-анализ —
- Стресс-тест —
- ОСК bbb-.ru
- Внешнее влияние —
- Кредитный рейтинг BBB-.ru
- Прогноз позитивный
о рейтингуемом лице: АКБ «Держава» ПАО
- Лицензия ЦБ РФ: 2738