Рейтинговое агентство НКР присвоило ПАО «ТрансКонтейнер» (далее — «ТрансКонтейнер», «компания») кредитный рейтинг AA.ru со стабильным прогнозом.
Резюме
- Высокая оценка бизнес-профиля обусловлена устойчивостью рыночных позиций компании: «ТрансКонтейнер» занимает лидирующее положение в сфере контейнерных железнодорожных перевозок в России и СНГ.
- Оценку финансового профиля «ТрансКонтейнера» поддерживают сильные показатели рентабельности и ликвидности при умеренных долговой нагрузке и запасе прочности по обслуживанию долга, тогда как низкая оценка структуры фондирования является сдерживающим фактором.
- Компания характеризуется низкими акционерными рисками и прозрачной структурой владения, положительной кредитной историей и платёжной дисциплиной; качество корпоративного управления, стратегического планирования и управления операционными рисками оценивается как высокое.
- Кредитный рейтинг присвоен на 1 ступень выше оценки собственной кредитоспособности (ОСК) с учётом кредитного качества одного из бенефициаров и умеренной вероятности экстраординарной поддержки компании с его стороны.
Структура БОСК

Информация о рейтингуемом лице
ПАО «ТрансКонтейнер» — ведущий оператор железнодорожных контейнерных перевозок в России и СНГ. С 2019 года входит в группу компаний «Дело». «ТрансКонтейнер» также осуществляет терминальную обработку (10% рынка) и контейнерные автоперевозки. В управлении находится крупнейший парк фитинговых платформ в стране (свыше 41 тыс. единиц) и парк ISO-контейнеров (свыше 140 тыс. единиц). Обладает обширной сетью железнодорожных контейнерных терминалов на 38 станциях России.
Обоснование рейтингового действия
Факторы, определяющие уровень БОСК: aa-
Устойчивые лидирующие рыночные позиции и низкая концентрация активов
Высокая оценка бизнес-профиля обусловлена устойчивостью рыночных позиций компании: «ТрансКонтейнер» занимает лидирующее положение в сфере контейнерных железнодорожных перевозок в России и СНГ. Компании принадлежат крупнейший в стране парк фитинговых платформ и обширная сеть железнодорожных контейнерных терминалов.
На протяжении последних пяти лет средний прирост скорректированной выручки компании (CAGR) составлял около 20%, что обусловлено ростом рынка и повышением средних ставок контейнерных услуг. В 2024 году на российский рынок приходилось 82% выручки оператора, а на зарубежные направления — 18%. Экспортная деятельность компания сконцентрирована в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Китай приходится свыше 80% выручки «ТрансКонтейнера» от экспорта.
Российский рынок контейнерных железнодорожных перевозок в целом характеризуется стабильностью спроса и умеренным потенциалом роста. Волатильность рынка и уровень конкуренции в отрасли оцениваются НКР как умеренные.
Существенный размер подвижного состава, обширная сеть железнодорожных контейнерных терминалов, путевой портфель с более чем 300 тыс. маршрутов и высокий уровень автоматизации оказывают позитивное влияние на оценку бизнес-профиля «ТрансКонтейнера». Доля порожнего пробега фитинговых платформ составляет лишь 3%.
Дополнительную устойчивость позициям «ТрансКонтейнера» обеспечивает инвестиционная программа, направленная на обновление фитинговых платформ (средний возраст — 10 лет) и парка контейнеров, строительство и приобретение по всей России терминалов для уменьшения дисбаланса экспортно-импортных потоков.
Сильная рентабельность и умеренная долговая нагрузка
Оценку финансового профиля «ТрансКонтейнера» поддерживают сильные показатели рентабельности и ликвидности при умеренных долговой нагрузке и запасе прочности по обслуживанию долга, при этом низкая оценка структуры фондирования является сдерживающим фактором.
Долговая нагрузка «ТрансКонтейнера», определяемая НКР как отношение совокупного долга к операционной прибыли (OIBDA), на 31.12.2024 г. составила 2,3. На конец 2024 года долг компании формировали кредиты (66%), облигации (25%), обязательства по аренде (9%). По итогам 2025 года НКР ожидает сохранения долговой нагрузки на прежнем уровне.
Запас прочности по обслуживанию долга, рассчитанный по методологии НКР, оценивается как умеренный: отношение OIBDA к сумме процентных платежей на 31.12.2024 г. составляло 2,8. НКР учитывает в оценке высокие значения сальдо чистых денежных потоков от операционной деятельности (CFO). По итогам 2024 года компания сгенерировала значительный операционный денежный поток на уровне 31,4 млрд руб. (прирост к 2023 году составил 80,5%) за счёт роста тарифов контейнерных услуг и производственных мощностей вследствие реализации инвестиционной программы (16 млрд руб. в 2024 году).
Ликвидность «ТрансКонтейнера» оценивается агентством как высокая. На 31.12.2024 г. покрытие текущих обязательств денежными средствами составляло 125%, а отношение ликвидных активов к текущим обязательствам — 149%. При оценке показателей ликвидности НКР учитывало наличие у компании неиспользованных лимитов кредитных линий на соответствующие отчётные даты.
Компанию характеризуют высокие показатели рентабельности: на 31.12.2024 г., рентабельность по OIBDA (к выручке, скорректированной в соответствии с методологией НКР) равнялась 55%, а рентабельность активов по чистой прибыли — 9%.
Сдерживающее влияние на оценку финансового профиля оказывает структура источников фондирования, так как доля собственного капитала в пассивах компании по итогам 2024 года составила только 12% с учётом корректировок, применяемых в соответствие с методологией НКР.
Высокий уровень развития корпоративного управления при низких акционерных рисках
Акционерные риски «ТрансКонтейнера» оцениваются НКР как низкие, структура владения достаточно прозрачна для агентства.
НКР учитывает высокую степень регламентации корпоративного управления: подготовка и публикация консолидированной отчётности по МСФО на ежеквартальной основе в открытом доступе, наличие совета директоров, развитая практика управления, страхования рисков, управления ликвидностью и стратегического планирования.
Компания имеет долгосрочную положительную публичную кредитную историю и положительную платёжную дисциплину.
Результаты применения модификаторов
Стресс-тестирование в условиях негативных рыночных тенденций (макрофинансовый стресс, негативные события в отраслях, где работает компания) не оказало существенного влияния на уровень БОСК.
С учётом влияния модификаторов ОСК установлена на уровне aa-.ru.
Оценка внешнего влияния
Согласно методологии НКР, кредитное качество одного из конечных бенефициаров «ТрансКонтейнера» соответствует наивысшему уровню по национальной шкале. Агентство высоко оценивает качество контроля и финансовый ресурс, который может использоваться в случае экстраординарной поддержки со стороны данного бенефициара.
НКР полагает, что в случае необходимости экстраординарная поддержка может быть предоставлена «ТрансКонтейнеру» как напрямую, так и с помощью косвенных административных механизмов. Необходимость предоставления компании экстраординарной поддержки для бенефициара, которого НКР рассматривает как поддерживающее лицо, оценивается как умеренная.
Указанные факторы обусловливают присвоение ПАО «ТрансКонтейнер» кредитного рейтинга на один уровень выше его ОСК — АА.ru.
Факторы, способные привести к изменению рейтинга
К повышению кредитного рейтинга или улучшению прогноза могут привести дальнейший рост рынка контейнерных перевозок и, соответственно, операционных показателей компании при сокращении долга, росте запаса прочности по обслуживанию долга и увеличении доли собственного капитала в структуре фондирования.
Кредитный рейтинг может быть снижен, или прогноз может быть ухудшен в случае существенного ослабления рыночной конъюнктуры в результате ужесточения санкций в отношении России или сокращения потребительского спроса; роста долговой нагрузки, существенного сжатия рентабельности бизнеса, показателей ликвидности и значительного ослабления показателей обслуживания долга.
Регуляторное раскрытие
При присвоении кредитного рейтинга ПАО «ТрансКонтейнер» использовались Методология присвоения кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации нефинансовым компаниям, Основные понятия, используемые обществом с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» в методологической и рейтинговой деятельности и Оценка внешнего влияния при присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации. Кредитный рейтинг присвоен по национальной рейтинговой шкале.
Присвоение кредитного рейтинга и определение прогноза по кредитному рейтингу основываются на информации, предоставленной ПАО «ТрансКонтейнер», а также на данных и материалах, взятых из публичных источников.
Фактов и событий, позволяющих усомниться в корректности и достоверности предоставленных данных, зафиксировано не было. Кредитный рейтинг присваивается впервые и является запрошенным, ПАО «ТрансКонтейнер» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается не позднее одного года с даты публикации настоящего пресс-релиза.
НКР не оказывало ПАО «ТрансКонтейнер» дополнительных услуг.
Конфликтов интересов в процессе присвоения кредитного рейтинга и определения прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ТрансКонтейнер» зафиксировано не было.
© 2025 ООО «НКР».
Ограничение ответственности
Все материалы, автором которых выступает общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» (далее — ООО «НКР»), являются интеллектуальной собственностью ООО «НКР» и/или его лицензиаров и защищены законом. Представленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Вся информация о присвоенных ООО «НКР» кредитных рейтингах и/или прогнозах по кредитным рейтингам, предоставленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет, получена ООО «НКР» из источников, которые, по его мнению, являются точными и надёжными. ООО «НКР» не осуществляет проверку представленной информации и не несёт ответственности за достоверность и полноту информации, предоставленной контрагентами или связанными с ними третьими лицами.
ООО «НКР» не несёт ответственности за любые прямые, косвенные, частичные убытки, затраты, расходы, судебные издержки или иного рода убытки или расходы (включая недополученную прибыль) в связи с любым использованием информации, автором которой является ООО «НКР».
Любая информация, являющаяся мнением кредитного рейтингового агентства, включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, является актуальной на момент её публикации, не является гарантией получения прибыли и не служит призывом к действию, должна рассматриваться исключительно как рекомендация для достижения инвестиционных целей.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам отражают мнение ООО «НКР» относительно способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надёжность, финансовая устойчивость) и/или относительно кредитного риска его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов рейтингуемого лица на момент публикации соответствующей информации.
Воспроизведение и распространение информации, автором которой является ООО «НКР», любым способом и в любой форме запрещено, кроме как с предварительного письменного согласия ООО «НКР» и с учётом согласованных им условий. Использование указанной информации в нарушение указанных требований запрещено.
Любая информация, размещённая на сайте ООО «НКР», включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, аналитические обзоры и материалы, методологии, запрещена к изменению, ранжированию.
Содержимое не может быть использовано для каких-либо незаконных или несанкционированных целей или целей, запрещённых законодательством Российской Федерации.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам доступны на официальном сайте ООО «НКР» в сети Интернет.
Ключевые финансовые показатели млрд руб.- Базовая ОСК aa-
- ОСК aa-.ru
- Внешнее влияние +1 уровень
- Кредитный рейтинг AA.ru
- Прогноз стабильный
о рейтингуемом лице: ПАО «ТрансКонтейнер»