Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг АО «СГ-Транс» (далее — «СГ-Транс», «компания») на уровне A+.ru, прогноз изменён с «рейтинг на пересмотре — неопределённый прогноз» на стабильный.
Резюме
- Изменение прогноза с «рейтинг на пересмотре — неопределённый прогноз» на стабильный обусловлено снижением неопределённости в отношении оценки финансового профиля «СГ-транса», которая была вызвана предоставлением гарантии в пользу материнской компании. В настоящее время агентство оценивает вероятность раскрытия этой гарантии как незначительную.
- Кредитный рейтинг подтверждён, поскольку компания по-прежнему характеризуется сильным бизнес-профилем благодаря уникальным позициям в сегменте железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) и транспортировки наливной химии танк-контейнерами, сохраняет умеренные показатели долговой нагрузки и высокую рентабельность.
- Факторами давления на оценку бизнес-профиля на горизонте рейтинга могут стать сокращение грузовой базы из-за необходимости переориентации части экспортных потоков на восточное направление и ограниченные возможности морской перевалки в восточных портах РФ.
- Оценку финансового профиля сдерживает высокий уровень долговой нагрузки, при этом сильный денежный поток и комфортный график погашения долга обеспечивают качественное обслуживание долга, что положительно влияет на кредитное качество компании.
Структура БОСК
Информация о рейтингуемом лице
АО «СГ-транс» является основным в России оператором на рынке железнодорожных перевозок СУГ (более 66% объёма перевозок в РФ) и крупнейшим оператором на рынке перевозок наливной химии в танк-контейнерах (24% объёма перевозок в РФ).
Обоснование рейтингового действия
Факторы, определяющие уровень БОСК: a+
Сильные позиции на ключевых рынках присутствия
Сильные оценки систематического и специфического рисков обуславливают высокую оценку бизнес-профиля и положительно влияют на кредитное качество компании. В рамках анализа систематического риска бизнес-профиля НКР обращает внимание на сильные рыночные позиции «СГ-транса» и устойчивость рынков присутствия.
Агентство выделяет два основных рынка присутствия «СГ-транса»: железнодорожные перевозки СУГ (76% выручки в 2021 году) и наливной химии в танк-контейнерах (24%). Компания является единственным перевозчиком для крупнейших российских производителей СУГ (газы используются как нефтехимическое сырьё и газомоторное топливо), на её долю приходится 66% парка цистерн СУГ сети РЖД, что обуславливает максимальную оценку рыночных позиций.
На рынке железнодорожных перевозок наливной химии танк-контейнерами «СГ-транс» занимает первое место с долей 24%. Этот рынок характеризуется большим количеством как грузоперевозчиков (индекс Херфиндаля — Хиршмана, по оценкам агентства, незначительно превышает 10%, а рыночные доли четвёртого и последующих игроков — менее 3%), так и грузоотправителей — нефтехимических компаний, производителей минеральных удобрений и т. д. НКР считает барьеры для входа на данный рынок значительными, так как для получения существенных контрактов и выгодных условий сотрудничества нужно иметь большой парк танк-контейнеров. Конкурентным преимуществом «СГ-транса» на рынке перевозки в танк-контейнерах является тот факт, что некоторые клиенты пользуются её услугами на обоих рынках присутствия.
С основными клиентами — производителями СУГ заключены долгосрочные контракты на предоставление железнодорожного подвижного состава в аренду, что способствует снижению неопределённости финансовых показателей компании и поддерживает оценку устойчивости рынков присутствия, так как риски простоя подвижного состава перекладываются на грузоотправителя. С теми грузоотправителями, потребности которых в подвижном составе более изменчивы, заключены договоры оказания железнодорожных транспортных услуг, тарифы по которым выше, но выше и риск недополучения выручки из-за недозагрузки парка. Предоставление подвижного состава в аренду в 2021 году обеспечило 50% выручки на обоих рынках присутствия, предоставление железнодорожных транспортных услуг — 36% выручки, а на долю услуг по техническому обслуживанию подвижного состава пришлось 14% выручки.
Сильную оценку специфического риска бизнес-профиля поддерживают географическая диверсификация бизнеса, положительная оценка операционного рычага, низкие показатели концентрации активов и зависимости от поставщиков.
Оценка операционного рычага определяется высокой маржинальностью и ежегодной индексацией тарифов с учётом интересов компании и основных грузоотправителей.
Вместе с тем НКР отмечает риски сокращения грузовой базы из-за необходимости переориентации части грузовых экспортных потоков на восточное направление, отсутствия возможностей по морской перевалке в восточных портах РФ и ограниченных возможностей сухой перевалки СУГ. Более половины СУГ поставляется за рубеж, а доля поставок наливной химии на экспорт составляет около 20%.
Умеренная долговая нагрузка при высокой рентабельности
Текущий уровень долговой нагрузки оказывает давление на оценку финансового профиля. Отношение совокупного долга к OIBDA на конец 2021 года равнялось 2,96, отношение FFO (средства от операций) к совокупному долгу — 20,7%. Агентство ожидает сохранения этих показателей в среднесрочной перспективе в диапазоне 3,0–3,7.
Сильный денежный поток и комфортный график погашения долга обеспечивают качественное обслуживание долга, что положительно влияет на кредитное качество компании.
Оценку финансового профиля ограничивают показатели ликвидности баланса. Текущие значения абсолютной и относительной ликвидности находятся на низком уровне вследствие небольшого остатка запасов, которые характеризуются высокой оборачиваемостью, невысокой дебиторской задолженности и незначительного остатка денежных средств. Наличие существенного невыбранного остатка по долгосрочным кредитным линиям позволяет компании эффективно управлять обязательствами. В среднесрочной перспективе НКР ожидает роста показателей ликвидности.
Показатели рентабельности оказывают существенное положительное влияние на оценку финансового профиля. Отношение OIBDA к выручке по итогам 2021 года составило 60%, рентабельность активов по чистой прибыли — 9,7%. Мы прогнозируем сохранение высокой рентабельности бизнеса в среднесрочной перспективе.
В структуре фондирования компании на долю капитала приходится 21% пассивов; выраженной концентрации на одном крупнейшем кредиторе в настоящее время не наблюдается.
Высокое качество корпоративного управления
Агентство отмечает высокое качество корпоративного управления. Компания на регулярной основе подготавливает консолидированную годовую отчётность по МСФО (не размещается публично) с проверкой аудиторами и осуществляет подготовку ежеквартальных отчётных материалов.
Кредитная история и платёжная дисциплина компании оцениваются положительно.
Результаты применения модификаторов
Стресс-тестирование в условиях негативных рыночных тенденций, влекущих за собой нулевой рост выручки и увеличение объёма долга, не оказало существенного влияния на уровень БОСК.
С учётом влияния модификаторов ОСК установлена на уровне a+.ru.
Оценка внешнего влияния
НКР не учитывает вероятность экстраординарной поддержки со стороны ключевых бенефициаров.
Кредитный рейтинг «СГ-транс» подтверждён на уровне A+.ru.
Факторы, способные привести к изменению рейтинга
К повышению кредитного рейтинга или улучшению прогноза могут привести снижение долговой нагрузки, рост покрытия текущих обязательств ликвидными активами, увеличение доли собственного капитала в структуре фондирования.
Кредитный рейтинг может быть снижен, или прогноз может быть ухудшен в случае существенного повышения долговой нагрузки, роста краткосрочного долга, ухудшения показателей обслуживания долга, снижения рентабельности, существенного сокращения объёмов перевозок, значительного ухудшения финансовых условий по новым долгосрочным контрактам с ключевыми грузоотправителями.
Регуляторное раскрытие
При присвоении кредитного рейтинга АО «СГ-Транс» использовались Методология присвоения кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации нефинансовым компаниям, Основные понятия, используемые Обществом с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» в Методологической и Рейтинговой деятельности и Оценка внешнего влияния при присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации. Кредитный рейтинг присвоен по национальной рейтинговой шкале.
Кредитный рейтинг «СГ-транс» был впервые опубликован 01.07.2021 г.
Присвоение кредитного рейтинга и определение прогноза по кредитному рейтингу основываются на информации, предоставленной «СГ-транс», а также на данных и материалах, взятых из публичных источников.
Фактов и событий, позволяющих усомниться в корректности и достоверности предоставленных данных, зафиксировано не было. Кредитный рейтинг является запрошенным, «СГ-транс» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается не позднее календарного года с даты публикации настоящего пресс-релиза.
НКР не оказывало «СГ-транс» дополнительных услуг.
Конфликтов интересов в процессе присвоения кредитного рейтинга и определении прогноза по кредитному рейтингу «СГ-транс» зафиксировано не было.
© 2022 ООО «НКР».
Ограничение ответственности
Все материалы, автором которых выступает Общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» (далее — ООО «НКР»), являются интеллектуальной собственностью ООО «НКР» и/или его лицензиаров и защищены законом. Представленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Вся информация о присвоенных ООО «НКР» кредитных рейтингах и/или прогнозах по кредитным рейтингам, предоставленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет, получена ООО «НКР» из источников, которые, по его мнению, являются точными и надёжными. ООО «НКР» не осуществляет проверку представленной информации и не несёт ответственности за достоверность и полноту информации, предоставленной контрагентами или связанными с ними третьими лицами.
ООО «НКР» не несёт ответственности за любые прямые, косвенные, частичные убытки, затраты, расходы, судебные издержки или иного рода убытки или расходы (включая недополученную прибыль) в связи с любым использованием информации, автором которой является ООО «НКР».
Любая информация, являющаяся мнением кредитного рейтингового агентства, включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, является актуальной на момент её публикации, не является гарантией получения прибыли и не служит призывом к действию, должна рассматриваться исключительно как рекомендация для достижения инвестиционных целей.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам отражают мнение ООО «НКР» относительно способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надёжность, финансовая устойчивость) и/или относительно кредитного риска его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов рейтингуемого лица на момент публикации соответствующей информации.
Воспроизведение и распространение информации, автором которой является ООО «НКР», любым способом и в любой форме запрещено, кроме как с предварительного письменного согласия ООО «НКР» и с учётом согласованных им условий. Использование указанной информации в нарушение указанных требований запрещено.
Любая информация, размещённая на сайте ООО «НКР», включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, аналитические обзоры и материалы, методологии, запрещена к изменению, ранжированию.
Содержимое не может быть использовано для каких-либо незаконных или несанкционированных целей или целей, запрещённых законодательством Российской Федерации.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам доступны на официальном сайте ООО «НКР» в сети Интернет.
Ключевые финансовые показатели млрд руб.
- Базовая ОСК a+
- ОСК a+.ru
- Внешнее влияние —
- Кредитный рейтинг A+.ru
- Прогноз стабильный
о рейтингуемом лице: АО «СГ-транс»